заказать
обратный
звонок
8 929 929-01-40

Рынок труда России: мифы и правда

Утверждение

Объяснение утверждения

Как это утверждение использовать для своего бизнеса

Соискателей становится все меньше и меньше с каждым годом

Это действительно так, для подтверждения этого можно просто посмотреть данные ФСС (Госкомстат) о динамике прироста рабочей силы и количестве экономически активного населения РФ. Количество сотрудников в возрасте до 40 лет и молодых специалистов тоже все время снижается. Поэтому нередко среди откликов на Вашу вакансию можно обнаружить соискателей старше 40 лет.

Старайтесь учитывать эту негативную динамику: перед любым решением по поводу наемных работников оцените, все ли необходимое Вы сделали, чтобы лучше организовать труд своих сотрудников и улучшить результаты их труда. Ведь уволить работника можно легко и быстро, тогда как найти ему замену, равноценную по эффективности работы, - дорого, сложно, долго. Вырабатывайте для своих сотрудников долговременные программы материального и нематериального стимулирования, чтобы повысить качество их работы и их лояльность к Вашей компании.

Нужно все больше и больше времени, чтобы нанять персонал на открытые в компании вакансии

Миф: реальные сроки закрытия вакансии в рознице зависят от многих факторов. Например, если в своем городе Ваша компания имеет имидж привлекательного работодатель, который соблюдает договоренности, установленные с сотрудниками при приеме на работу, если уровень заработной платы у Вас не ниже среднего на локальном рынке труда, то не будет существовать причин, чтобы на Ваши вакансии не откликались кандидаты. Средний срок для закрытия вакансии продавца-консультанта - не более 3 недель, 2 из которых соискателям потребуются для уведомления предыдущего работодателя о том, что он собирается уволиться.

Ведите собственную базу кандидатов, с которыми встречались — Вы сможете обратиться к ней, когда в Вашем магазине появится вакансия. Регулярно проводите собеседования, даже если на данный момент открытых вакансий нет, ведь в рознице они появляются чаще, чем подходящие соискатели. Используйте сразу несколько способов размещения объявления по Вашей вакансии, таких как объявление в газете, информацию о вакансии в торговом зале магазина или интернет-ресурсы.

Связываться с работниками моложе 25 и старше 45 лет не желательно или даже не стоит

Миф. В какой-то степени этот подход имел смысл 10 лет назад, но не сейчас. Опрометчиво отказываться от реальной возможности привлечь в команду своего бизнеса компетентного сотрудника только из-за того, что размер Вашего «сита» отбора был слишком узким. Не жалейте своего времени на людей, смотрите на их профессиональные и личностные качества, а не на пол, возраст или внешние характеристики (кроме откровенно отталкивающей внешности и неряшливости!). Иногда именно особенности внешности могут определять высокую мотивированность и эффективность работы продавца-консультанта.

Для определенных категорий торговых точек нужен особый персонал. Пример: в магазин молодежной одежды глупо нанимать продавцов старше 25 лет, поскольку целевой покупатель в этой торговой точке также не старше такого возраста. Точно также - для магазина одежды больших размеров (одежда для полных) нельзя брать «худышек» и «стройняшек», а вот «пышек» очень даже нужно, поскольку к ним у таких специфичных клиентов явно будет доверия больше. В магазины ортопедической обуви обычно подбирают сотрудников старшего и даже предпенсионного возраста. Мораль: подбирайте сотрудников, объективно основываясь на Вашей целевой аудитории покупателей, а не на расхожих заблуждениях и стереотипах.

Сотрудницы - молодые матери – далеко не лучший и неэффективный выбор

Боязнь большинства работодателей того, что молодая мама постоянно будет находиться на больничном, как правило, реальных оснований не имеет. Достаточно пообщаться на интернет-форумах с молодыми женщинами, недавно родившими ребенка, многие из которых не могут найти себе работу по причине этих стереотипов в компаниях-нанимателях. А ведь у сотрудниц, имеющих маленьких детей, есть масса преимуществ: они умеют ценить время и поэтому быстро и четко выполняют свои обязанности; как правило, молодые мамы более приятны (а потому - более эффективны) в общении, ведь они постоянно общаются с ребенком, иной раз понять, а тем более - переубедить которого бывает крайне сложно, из чего вытекает еще одно их положительное качество — они весьма терпеливы. При общении с покупателями сотрудницы-мамы эффективнее работают с возражениями клиентов, им можно с уверенностью поручать общение с наиболее капризными и требовательными покупателями. Большинство молодых женщин, имеющих ребенка, запросто работают в ситуации многозадачности, когда одновременно требуется учитывать массу факторов или делать сразу несколько дел.

В каких розничных, бизнесах молодые мамы вполне могут стать незаменимыми работниками? Для своих клиентов я их с успехом нанимала в медицинские клиники сотрудниками ресепшен, в магазины товаров для новорожденных, в бухгалтерию, на работу с рекламациями в сервисные отделы и так далее. Также не менее эффективно нанимать молодых мам на работу неполный рабочий день, предлагать им гибкий или скользящий график работы.

Нужно платить больше других, чтобы персонал не увольнялся

Миф. Из моей практики, до 80% сотрудников уходят из компании из-за двух причин - особенностей собственника или атмосферы в коллективе. При этом они говорят, что пошли на повышение или нашли место с бОльшим доходом, поскольку так проще и естественнее объяснить свое увольнение, ни с кем не поссорившись.

Я рекомендую платить своим сотрудникам зарплату, примерно равную средним суммам на местном рынке труда. Также стоит наблюдать или периодически собирать информацию о взаимоотношениями в коллективах Ваших магазинов. Обязательно проводите выходное интервью, с теми сотрудниками, которые приняли решение уволиться из Вашей компании, причем независимо от должности увольняющегося. Обязательно постарайтесь выяснить реальную причину увольнения. Это даст Вам возможность время от времени получать информацию, которая может помочь Вам улучшить организацию Вашего бизнеса в целом или в каких-то отдельных, но существенных моментах.

Если текучесть кадров составляет 50-100% в год, то для розницы это нормально

Это не просто миф, а вольное обобщение нескольких мифов. Нормальной («среднетемпературной») текучестью кадров в России можно считать цифру порядка 10%-20% в год, но все зависит от размеров бизнеса, среднего количества сотрудников в одном магазине, особенностей товара и так далее. Нормальная текучесть кадров — это та, которая не снижает объем продаж и не требует существенных дополнительных издержек на подбор и обучение персонал. Чтобы рассчитать Ваш показатель уровня текучести, поделите количество уволившихся работников на общее количество работающих, после чего перемножьте полученное на 100%.

Ваши сотрудники стали увольняться чаще? Рекомендую срочно начинать поиски и устранение причину этого небезопасного явления. В правильно организованных и потому успешных магазинах продавцы-консультанты довольно часто работают на одном месте 3-5 лет и более. В небольших розничных компаниях семейного типа мне встречались продавцы-«старожилы», работающие на одном месте по 10, 15 и даже 20 лет.

Продавец–консультант — это профессия непрестижная

Да, чаще всего — это так. Довольно много работников рассматривают эту должность как отсутствие жизненного успеха. Очень многие просто не верят, что можно реально хорошо зарабатывать, да еще и получать удовольствие от такой работы. Также многие кандидаты рассматривают работу продавцов-консультантов как временный способ заработка «на безрыбье», либо как старт своей карьеры, то есть, как работу до момента нахождения некой «нормальной» работы.

Подбирая соискателей для работы продавцами-консультантами в Ваш магазин, в обязательном порядке проясняйте мотивацию кандидатов к работе. Не стоит нанимать чересчур нетерпеливых или амбициозных сотрудников, мечтающих о достижении должности руководителя в предельно сжатый срок. Из таких людей невозможно сформировать нормальный рабочий коллектив, поскольку они обязательно привнесут в отношения внутри коллектива элемент напряжения и недовольства. Лучше выбирать тех, кто заинтересован прежде всего в стабильности, возможности спокойно работать длительный период времени на одном месте, либо тех, кто сосредоточен на достойном уровне дохода.

Как понятно из описанного выше, необходимо стараться понимать текущую ситуацию на рынке труда, наблюдать за происходящими изменениями как на нем, так внутри Вашего рабочего коллектива для того, чтобы иметь возможность грамотно пользоваться полученной информацией и опытом в кадровых вопросах на благо своего розничного бизнеса.